Формирование и оценка функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий обучающийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

Нормативные документы

 — Федеральный уровень: 

Приложение к Приказу Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 219/590 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716) «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (Методология оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся:
СМОТРЕТЬ
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28.01.2021 № 50 «Об утверждении Методики расчета показателя «Средевзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)»:
СМОТРЕТЬ
 
Региональный уровень:  СМОТРЕТЬ
Муниципальный уровень:

Приказ департамента образования администрации города Дзержинска Hижегородскoй oблaсти от 23.08.2021 № 471-п «Об организации работы по результатам региональной оценки по модели PISA-2020:
СМОТРЕТЬ
Приказ департамента образования администрации города Дзержинска Hижегородскoй oблaсти от 22.09.2021 № 519-п «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций городского округа город Дзержинск:
СМОТРЕТЬ
 
Методические материалы по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Финансовая грамотность

4. Естественнонаучная грамотность

5. Банк заданий для начальной школы

Функциональная грамотность на уроках математики

Функциональная грамотность на уроках окружающего мира и математики

Функциональная грамотность на уроках чтения и окружающего мира

Функциональная грамотность на уроках литературного чтения

Карточки с заданиями

 

В ГБОУ ДПО НИРО работает Консультационная линия по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся:https://forms.yandex.ru/cloud/63d22e6073cee708fd9685e5/